четверг, 7 ноября 2013 г.

Ottelia alismoides L



Оттелия частуховидная
В юности, читая книгу Марка Давидовича Махлина «По Аллеям гидросада» был потрясен рассказом об Оттелии частуховидной, так хорошо и со смаком было написано об этом растении. Надолго запала информация о таком прекрасном саттелите в крупный, глубокий аквариум. И однажды, шел наверное 2006 год, увидел в корыте у Михаила Филиппова (Миши Сингапурского) несколько кустов растений, смутно напоминающих рисунок из книги 70-х. Я переспросил, точно ли это оттелия, получил совершенно однозначный ответ и цену, удивившую меня  - 200 руб, в то время горшок криптокорин стоил рублей 30. «Бери, бери, - Филиппов торопил, сейчас оптовики налетят, ничего не будет. Дам тебе хороший куст.»
В действительности в корыте лежали кусты сильно помятые, я не верил, что из этого может что-то вырасти.
Но решаться надо было, и я рискнул. Выбрав самый большой куст, я расплатился и вдруг увидел, что куст двойной. Обрадовался, что не все ещё потеряно.
В следующий раз, через неделю, проходя мимо филипповской точки  увидел, что многие кусты оттелии медленно отходили в мир иной. Значит не продал, подумалось мне. Их было жалко, но оттелия у меня уже была…
Впоследствии, я не раз наблюдал поставки из Юго-Восточной Азии у Сергея и Светланы Кошелей. Но в последнее время даже у Андрея Трифонова наблюдаются перебои в продажах молодых растений. Растение всё же крупновато даже для ёмкости 180-200 литрового водоема, поэтому и спрос невелик на такое прекрасно ажурное водное растение. Оттелия была высажена на самую середину аквариума на самое освещенное место прямо по центру. Подкормил двумя увесистыми шариками смеси сапропеля и глины. Впоследствии я пожалел, что так сделал. Оттелия потеснила все, что только можно было потеснить, но по красоте с ней не может сравниться никто из водных трав, она обладает ни с чем не сравнимым шармом.
Отелиия частуховидная (Ottelia alismoides L). Семейство Водокрасовые.
Распространена в Австралии, Юго-Восточной Азии, Северной Америке. В природе растет в чистой проточной воде, как правило на открытых, не затененных местах.



Описана Карлом Линнеем как Stratiotes alismoides (Телорез частуховидный), впоследствии перенесена во вновь образуемый род Ottelia. Розеточное растение с красивыми полупрозрачными ярко-зелеными яйцевидными листьями, имеющих форму гофрированных чашечек, сидящих на упругих трехгранных черешках. И листовые пластины, и черешки очень хрупкие, легко ломающиеся под тяжестью при вынимании их из воды.
Размер растения с листьями более 70-80 см, но растение никогда не выходит из воды. Корни достаточно мощные, идущие глубоко в грунт. Оттелия частуховидная формирует длинный, до 60-80 см, цветонос, достигающий поверхности воды. Цветы имеют лепестки белого цвета и желтую сердцевину. Иногда этих цветоносов бывает несколько.





Цветки остаются открытыми несколько часов, и самоопыляясь, уходят под воду. Действительно, после цветения образуется плод, наподобие морского огурца, голотурии, цветонос скручивается, и становиться похожим на спирально закрученную пружину. Плод около недели развивается, потом растворяется, семена высеваются, цветонос медленно разлагается. Семена очень мелкие, черного цвета, высеваются в грунт. Для сбора семян аквариумисты рекомендуют надевать на созревающий плод пластиковый пакетик. Но это по описанию, у меня самоопыления не происходило никогда. Но второй куст развился от основания корня, превратившись в полноценный куст.


При культивировании этого прекрасного водного растения надо оберегать его от рыб, которые могут порвать листовые пластины, особенно опасен период адаптации растения, когда корневая система еще слишком слаба. В моем аквариуме глубиной 50 см с богатым, удобренным детритом грунтом с температурой воды 23-25 С оттелия очень быстро, в течение 3 месяцев выросла до взрослого куста. Интенсивность света около 1 Вт/л, СО2 – брага, диффузор – переделанный из распылителя Ario 1 с емкостью для сбора углекислого газа. Жесткость, как и рН для растения не столь существенны.
Что мне понравилось, что под этим растением прекрасно росли криптокорины, света им было достаточно для развития, особенно хорошо чувствовали себя криптокорины группы Cordata. Кроме этого, мальки пециллий прекрасно прятались в широких, яйцевидных листьях оттелии. Стоить отметить, что это идеальное водное растение для крупного аквариума в качестве растения саттелита не сложного в культивировании.
Поняв, что оттелия всё больше и больше разрастается, заполоняя все свободное пространство, я принял решение избавиться от него. Мне было очень жалко расставаться с ним, но поверьте, хотелось новых красивых криптокорин и эхинодорусов.
Может быть, в следующей жизни, когда у меня будет большой аквариум, я приобрету эту роскошь и сделаю наконец, красивый видовой аквариум!

Комментариев нет:

Отправить комментарий