четверг, 13 июня 2013 г.

Аллелопатия и криптокорины.



Аллелопатия и криптокорины.
Поводом для написания этой заметки послужило прочтение главы III из книги Вальдштат по водным растениям (Диана Вальштадт, «The Ecology of Planted Aquarium», 1999 г., США.). Тем кому интересна эта тема, отсылаю к оригиналу http://linago.hotmail.ru/text/20.htm внизу ссылка на литературу.
Вот что она пишет :
«Аллелопатия – это выработка и выделение химика­тов организмами в окружающую среду, которая действует на другие организмы. Хотя некоторые животные вырабатывают защитные химикаты, аллелохимикаты обычно выраба­тываются растениями и другими неподвижными организмами, и наиболее вероятным дей­ствием на другие организмы является подавление. В отличие от животных, растения не за­щищены своим размером, скоростью и силой. В основном, растения должны использовать химическую защиту, чтобы защитить себя от болезней и потребления травоядными живот­ными.»
Действительно, исследователи водной флоры отмечают, что многие растения могут подавлять рядом растущие растения. Таким образом они борются за место под солнцем, расширяя собственный ареал. Механизмы воздействия весьма разняться от вида к виду и химические вещества, вырабатываемые ими тоже. Криптокорины не исключение из этого правила. Если обратиться к исследованиям Юго-Восточной Азии, то можно увидеть, что в ручьях, где встречаются эти ароидные, практически никогда нет других видов растений, по крайней мере на дистанции нескольких сотен метров. Также криптокорины даже близкородственных видов нечасто встречаются растущими вместе. Это наталкивает на мысль, что аллелопатия криптокорин всё же существует. Свидетельством этого служит тот факт, что на них очень редко поселяются водоросли, особенно высшие. Багрянки, известные у нас как Компсопогон, все же могут поселяться на крае листа. Кроме этого, я замечаю, что в криптокориннике хуже растут эхинодорусы, несмотря на хорошие объемные подмены воды и удобрения микроэлементным комплексом с двухвалентным железом. Многие, особенно начинающие аквариумисты, отмечают несовместимость криптокорин с валлиснериями. Не знаю, насколько это так, но криптокорины  очень не любят соседства с быстрорастущими травами. В начале моего увлечения криптокоринами столкнулся с проблемой замедления роста оных, когда в монофлорник с криптокориной аффинис была подсажена Nomaphila stricta. Я тогда терялся в догадках, почему так изменился внешний вид растений при казалось бы безобидной подсадки двух кустков быстрорастущих растений.
Кроме этого, замечаю замедление роста Cryptocoryne affinis bulatted form” в общем криптокориннике с Cryptocoryne wendtii и Cryptocoryne undulata. Что на самом деле происходит, сложно предположить, так как никаких ссылок на исследования в нашей литературе по аквариумной тематике я не нашел. Как говорил мой хороший товарищ, Пётр Кожевников – Не растет – пересади. В этом он был прав, очень многое мы делаем по наитию, пересадка не растущих растений в другое, более благоприятное место, чаще всего приводит к положительному результату.

По сообщениям Константина Пахомова, который экспериментирует со многими ароидными, криптокорины плохо себя чувствуют в соседстве с буцефаландрами.
Я не заметил этого, возможно скорость вегетации буцефаландр у меня не была быстрой никогда и они у меня находятся в «замороженном состоянии». Я держу уже более года пиптоспаты (??) в воде, они прекрасно адаптировались, листья измельчали правда, но живы. Но защитных механизмов, в отличие от криптокорин у них нет, старые листья покрываются зелеными водорослями.
Кроме этого, криптокорины вырабатывают химические вещества, препятствующие поеданию их рыбами и другими травоядными животными. Горечь, вырабатываемая ими, отбивает напрочь у любого пробовать их на вкус еще раз. Доподлинно знаю, что в Юго-Восточной Азии цветки некоторых видов криптокорин используется как горькая пряность, жгучий вкус от употребления не забывается надолго. Вообще, многие ароидные несъедобны и даже ядовиты. Не пробуйте их на вкус! Диффенбахию, известное как комнатное растение (Ароидное) давали жевать сбежавшим рабам, после чего во рту у них образовывались долго незаживающие язвы. Лагенандры также ядовиты, а ведь это ближайшие родственники криптокорин.
Но как показывает практика, практически все мхи и папоротники прекрасно растут с криптокоринами, с чем это связано сказать трудно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий